К. Д. Ушинский говорил: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение (детский сад, школа) имеют только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».
Основная роль в воспитании, развитии ребенка отводится родителям,семье.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных.
Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому, это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем – воспитателей и учителей.
И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.
Некоторые родители в интересах безопасности ребенка не выпускают его руки из своей при переходе улицы, не только когда малышу 2, 3 или 5 лет, но и когда ему уже исполнилось 8 или 10 лет. Тем самым они полностью берут на себя ответственность за безопасность ребенка.
Ребенок, не приученный к самостоятельной ответственности и вытекающей из нее оценке ситуации, привыкший передоверять свою безопасность родителям, не сможет действовать самостоятельно в критической ситуации. Нужно помнить, что родитель не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в минуту опасности.
Как показывает анализ несчастных случаев с детьми, знания ими правил дорожного движения недостаточно для обеспечения их безопасности. Поэтому необходимо, чтобы каждый воспитанник детского сада:
*знал транспортную среду окружающего его микрорайона;
*познакомился с типичными дорожно-транспортными ситуациями вокруг детского сада, в которых чаще всего возникают несчастные случаи;
*научился анализировать несчастные случаи и избегать их;
*знал типичные ошибки детей при движении по дорогам и не повторял их;
*овладел навыками наблюдения и оценки обстановки на дороге.
Решить эту сложную задачу без привлечения родителей очень трудно. Работа воспитателей детского сада по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии их сотрудничества с родителями. Они должны активизировать их участие в практическом обучении своих детей.
Если работа будет сведена лишь к призывам выполнять дорожные правила, а также ограничена чтением докладов на собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть названа эффективной.
Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по привитию навыков безопасного поведения на дороге, воспитателю необходимо так строить контакт с семьями, чтобы родители из пассивно принимающих информацию становились активно действующими и дисциплинированными пешеходами.
Воспитатели и родители должны дать ребенку не только знания и навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знания и навыки, как эту жизнь сохранить. Все это требует от воспитателя определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Предлагаются следующие формы такого взаимодействия:
• индивидуальный диалог с отдельными родителями;
• приобщение к чтению популярной литературы о культуре поведения, в том числе и о дорожной этике и культуре;
•
• знакомство с публикациями из центральной или местной прессы;
• приглашение родителей на дискуссионную встречу по тематике безопасности дорожного движения с участием работников ГИБДД, врачей-травматологов, врачей-психиатров и пр. ;
• проведение показательных мероприятий с детьми в автогородках или на транспортной площадке детского сада для родителей.
В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.
|