Познавательно – творческий проект
по теме: «Золотая осень»
в МДОУ Детский сад №34 «Фиалка»
Паспорт проекта.
Тема: «Золотая осень»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»: развивать речевое общение, умение повторять слова, фразы за воспитателем, развитие монолога и диалога у детей, воспитание речевой культуры звука, активизировать в речи соответствующие понятия.
«Познавательное развитие»: способствовать расширению запаса понимаемых слов в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
«Социально – коммуникативное развитие»: вызвать интерес к исследованию окружающей среды.
«Физическое развитие»: развитие мелкой моторики у малышей
«Художественно - эстетическое развитие»: развивать основы творческих способностей детей, по средствам различных приемов и техник.
Руководитель проекта: Н.В. Никульникова – воспитатель.
Характеристика:
Тип проекта: информационно – познавательный.
по форме – продуктивный; по классу – монопроект; по типу – информационно - познавательный; по длительности – краткосрочный.
Срок реализации: 1 месяц (14.10.2020 – 16.11.2020).
Участники: воспитатель, дети младшей группы, родители.
Место проведения: группа детского сада, участок группы.
Актуальность.
Ежедневно дети сталкиваются с новыми предметами и процессами, стремятся их узнать и начинают задумываться над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Дети от 3 до 4 лет еще не готовы долгое время заниматься одним делом, и поэтому проектная деятельность лучше всего поможет им усвоить новый материал.
Для наилучшего ознакомления детей с ОСЕНЬЮ были привлечены родители, с целью наблюдать осенние изменения и совершать прогулки с детьми.
Проблема: Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатели решили проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Цель: Пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Осень»
Задачи:
- развивать речевое общение, умение повторять слова, фразы за воспитателем, развитие монолога и диалога у детей, воспитание речевой культуры звука, активизировать в речи соответствующие понятия.
- развивать основы творческих способностей детей, по средствам различных приемов и техник.
- вызвать интерес к исследованию окружающей среды.
- развитие мелкой моторики у малышей
- способствовать расширению запаса понимаемых слов в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми
- формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
Ожидаемый результат:
- Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
- Пополнится словарный запас;
- Формируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Формы и методы работы:
1. Рассматривание сюжетных картинок «Золотая осень»
2. Беседы по теме
3. Наблюдение в природе
4. Рисование коллективной работы «Осеннее дерево» с использованием нетрадиционного рисования
5. Задания и поручения родителям
Принципы реализации проекта:
Принцип развития – ориентация на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации – создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка.
Принцип диалогического и монологического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а так же индивидуальных особенностей детей.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Этапы проекта:
- Этап - подготовительный
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта
- Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
- Подбор и разработка конспектов НОД по теме проекта
- Рассматривание иллюстраций про осень
- Прогулка по территории детского сада
- Чтение художественной литературы про осень
- Этап - основной (реализация проекта)
В работе с детьми:
1. Целевые прогулки на участке, а так же по территории детского сада.
2. Художественное творчество.
3. Беседа по теме «Осень».
5. Чтение художественных произведений посвященных осени.
6. Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
В работе с родителями:
1. Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
2. Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду.
3. Изготовление совместно с детьми книжки – малышки «Осенний листочек»
- Этап – заключительный.
Систематизация материала, проведение обобщающих мероприятий в группе.
Презентация проекта:
- Фото отчёт о проделанной работе.
- Выставка поделок на осеннюю тематику.
- Коллективное рисование воспитателя вместе с детьми осеннего дерева
- Исполнение танца с листочками
Выводы и результативность:
В процессе работы над проектом дети расширили и обобщили знания об осени, её признаках и явлениях; сформировалось умение вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Закрепились навыки организованного поведения в детском саду; сформировалось доброжелательное отношение друг к другу. Познакомились с литературными произведениями об осени; научились передавать в рисунке красоту окружающей природы; подбирать цвета соответствующие изображаемому предмету. У них развилось эстетическое восприятие;
Риски и пути преодоления рисков:
Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.
Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:
- содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста;
- в содержании ознакомления детей с признаками осени включено два и более произведения, что тяжело для восприятия детей;
- не достаточно методической базы, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.
Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: педагоги принимают участие в сюрпризных моментах (В гости пришла осень). Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов; участвуют в выставках. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Методическое и ресурсное обеспечение:
- В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: младшая группа. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014 г.
- В.В. Москаленко, Н.И. Крылова «Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2009.
- Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
Интернет - ресурсы
|