Возраст от года до трех лет характеризуется повышением самосознания, отделением своего Я от других, начинает формироваться понимание различий между мальчиками и девочками, взрослыми и детьми. Ближе к двум годам у малышей просыпается ощущение «моё. В этом возрасте дети ещё не нуждаются в большом количестве людей вокруг, в том числе сверстников, но в отличие от первых месяцев жизни, когда младенцу необходима была в первую очередь мама, значительную роль в развитии начинает играть вся семья в целом. Этот проживаемый опыт способствует выстраиванию системы иерархии в отношениях с близкими, усваиваются способы взаимодействия и общения. Соответственно, если ситуация в семье нестабильная и эмоционально напряженная, это способствует повышенной тревожности, что выражается в общем состоянии малыша. Это период страхов связанных с переживанием одиночества, незащищённости. Ближе к трём годам появляется боязнь засыпать.
Второй важный фактор в период от года до трёх лет – это активно развивающиеся навыки владения своим телом: умение ходить, говорить, использовать предметы, контроль над физиологическими функциями. Около трёх лет, когда навыки взаимодействия с внешним миром становятся более отработанными, появляется знакомое всем «я сам». Ещё раньше дети начинают осознавать такие ощущения как «холодно», «острый», «больно». Посещение поликлиники, где пришлось пережить болезненную процедуру, может закрепить самый актуальный для этого возраста страх людей в белых халатах и уколов. Сюда же можно отнести страхи насекомых, падений, огня и любой ситуации, которая потенциально может вызвать болезненные или неприятные ощущения в теле.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:
- Очень значимой в этом возрасте становится атмосфера в доме. В бесконфликтной и жизнерадостной семье малыш чувствует себя комфортно, он способен активно развиваться и спокойно проживать какие-то травмирующие ситуации. Семья в таком случае становиться гарантом устойчивости и безопасности окружающего мира.
- Малыши от года до трех лет продолжают быть эмоционально привязанными и зависимыми от мамы и других близких членов семьи – для них это жизненно необходимая потребность, поскольку выстраивание отношений с остальным миром ещё не сформировалось. Поэтому любая ситуация, нарушающая стабильность, будет воспринята болезненно. Из самых стрессогенных здесь можно выделить рождение следующего ребенка в семье, начало посещения детского сада и помещение в стационар (особенно без мамы) – если этого невозможно избежать, необходимо с искренним пониманием отнестись к переживаниям малыша и предпринять все возможные меры, чтобы больше быть с ним, проявлять свою любовь, заботу и защиту. Чаще играйте с ним, разговаривайте, обнимайтесь, веселитесь, старайтесь порадовать – тогда любые страхи улетучиваются быстро.
- Наберитесь терпения, если кроха не дает вам даже выйти из комнаты. Чтобы отпустить вас, ему нужно сначала дорасти до полного понимания, что мир безопасен, а вы никуда не исчезните. И они дорастают, уверяю вас – всему своё время.
- Страх уколов и врачей является отображением естественной человеческой потребности избегать боли. Впервые обозначив эти ощущения ближе к году, человек всегда будет относиться к ним как к опасности. И это нормально! Здесь важно не избавить своих детей от этого страха полностью, а помочь им с наименьшим стрессом прожить этот опыт. Для этого никогда и никого не пугайте докторами, а пытайтесь создать положительный и добрый образ человека в белом халате. Играйте в «больничку», вместе «лечите» зайчиков и мишек, расскажите об этой профессии и какие-то истории из жизни докторов. Объясняйте для чего выполняется та или иная процедура, как долго она будет длиться – даже если ребенок ещё не способен всё понять, сама ваша уверенность и тембр голоса поможет ему успокоиться и настроиться. И никогда не оставляйте в этом возрасте своего кроху одного наедине с врачами, берите его на руки, поглаживайте, разговаривайте.
- Отдельным пунктом хотелось бы выделить фактор, который может повлиять на общее тревожное и неудовлетворенное состояние ребенка. Как уже говорилось ранее, от года до трех лет наши дети активно осваивают пространство и возможности своего тела. Если в этот период родители многое запрещают, не позволяют реализовать свои желания, пробовать что-то новое, предпочитают сделать все за ребенка, они мешают удовлетворению значимой потребности возраста – познавать мир и себя через «делание», взаимодействие с предметами. Неудовлетворенная потребность всегда приводит к повышению общего уровня тревожности. Поэтому самым разумным здесь будут запреты только в исключительных случаях, когда некая деятельность принесёт вред малышу или, например, когда мама действительно опаздывает. В остальных случаях мойте полы вместе, дайте застегнуть эту неподдающуюся пуговицу, налить молоко в кружку и даже порезать ножом хлеб. Всё под присмотром, всё вместе, но не вместо ребенка.
www.kakprosto.ru
Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.
Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх - это составляющая инстинкта самосохранения.
Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.
Откуда берутся страхи
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
- Большое количество запретов.
- Предоставление полной свободы.
- Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
- Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
- Одиночество, нехватка общения с родителями.
- Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
- Боль.
- Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
- Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
- Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
- Плохие взаимоотношения со сверстниками.
- Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» - это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» - это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Диагностика страхов
Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.
Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:
1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном - живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.
Ты боишься:
1. Когда остаешься один;
2. Нападения;
3. Заболеть, заразиться;
4. Умереть;
5. Того, что умрут твои родители;
6. Каких-то детей;
7. Каких-то людей;
8. Мамы или папы;
9. Того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. Перед тем как заснуть;
12. Страшных снов (каких именно);
13. Темноты;
14. Вволка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. Когда очень высоко (страх высоты);
18. Когда очень глубоко (страх глубины);
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. Воды;
21. Огня;
22. Пожара;
23. Войны;
24. Больших улиц, площадей;
25. Врачей (кроме зубных);
26. Крови (когда идет кровь);
27. Уколов;
28. Боли (когда больно);
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. Опоздать в сад (школу);
2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.
3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.
4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.
Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.
Как преодолеть страхи
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
- Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
- Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
- Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
- Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
- Общение со сверстниками на тему общего страха.
- Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
- Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
|